Православный Приход храма в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы города Мегиона - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Закон Божий

Часть 1. О вере и жизни христианской

 

О Православии

 
"Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"
Святой апостол Лука
 
   Каждый человек, родившийся в Мире, призван прославлять Бога, который сотворил небо и землю, 
животных и человека. “Всякое дыхание да хвалит Господа”, — пишет псалмопевец Давид. 
Бога славили в Скинии, построенной во времена пророка Моисея, потом в Иерусалимском храме. 
   С приходом в мир Сына Божия Иисуса Христа Бога стали славить повсюду, где создавались христианские общины.
Христианская Церковь расширялась и постепенно вышла далеко за пределы Палестины и Малой Азии. Появились христианские общины в Испании, Британии, Северной Африке.
  Во времена апостолов христиане собирались вместе для совершения Таинства Причащения. В дальнейшем такие места собраний стали называться Церквами. Церковное Богослужение состояло из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и обрядов, совершаемых по определенному чину, во главе со священнослужителем.
  Со временем между христианскими общинами возникли разногласия по вопросу, как правильно верить и славить Бога. Это привело к расколу единой христианской Церкви. Появилось множество лжеучителей, о которых предупреждал Иисус Христос во время Своей земной жизни.
  Чтобы преодолеть расколы было решено созвать Вселенский Собор, на котором соберутся представители всех христианских общин и соборно решат, как правильно верить в Бога и прославлять Его. Такой собор состоялся в 325 году в городе Никее. На нем был утвержден составленный Символ веры, который стал общим для всех христианских церквей. В 381 году на втором Вселенском Соборе, который состоялся в городе Константинополе, Символ Веры был дополнен, и участники собора постановили больше Символ Веры не изменять.
   Таким образом, вся Вселенская Христианская Церковь стала Православной, т. е. повсеместно христиане стали одинаково и правильно славить Бога так, как это изложено в Символе Веры и утверждено правилами первого и второго Вселенских Соборов.
   В дальнейшем Вселенская Христианская Православная Церковь раскололась на Восточную и Западную. Западная Христианская Церковь в силу исторических обстоятельств внесла изменения в Символ Веры и стала учить, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Это в XI веке явилось одной из причин раскола Христианской Православной Церкви на западную и восточную. Западная Церковь стала называться Католической (т. е. вселенской), а восточная стала называться Православной, т. к. сохранила верность Соборным правилам и сохранила Символ Веры в первоначальном виде.
   В 1439 году на Фераро-Флорентийском Соборе иерархической верхушкой константинопольской Церкви была подписана уния с католиками. Это был чисто политический акт, попытка найти союзника на Западе и спасти гибнущее под натиском турок государство. Среди основной массы греческого народа это деяние не нашло сочувствия, однако в сознании православного мира авторитет Константинополя сильно пошатнулся. В то же время в 1448 году вопреки воле константинопольского патриарха митрополитом Московским был избран святитель Иона. 
Совпадение по времени этих событий невольно наталкивало на мысль, что Руси была уготована особая миссия — стать преемницей Византии, хранительницей и защитницей чистой и неповрежденной православной веры. Иван III, князь московский уже сознательно следует этой мысли. Вступив в брак с Софьей Палеолог — племянницей последнего византийского императора Константина XI, — он основывает династию по духу и крови восходившую к византийским правителям, принимает герб Византии — двуглавого орла и атрибуты власти, а в документах именует себя царем.
   Сегодня в любом православном христианском храме на Богослужении звучит тот Символ Веры, который был составлен в IV веке и утвержден на первом и втором Вселенских Соборах. Мы называемся православными христианами потому, что веруем в Господа нашего Иисуса Христа так, как изложено в Символе Веры, и принадлежим к основанной Самим Спасителем на земле Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которая под руководством Духа Святого неизменно правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа — то есть мы принадлежим к Православной Христовой Церкви.
 

Вера в Бога. О Боге — Троице.

 

Богу свойственно быть невидимым, но познаваемым из дел. 
Святитель Афанасий Великий

  Что есть вера? Вера — это особое искусство жизни с Богом. 
   Искусство веры открывается тем, кто всем своим существом доверился Слову Божию и живой верой усвоил его себе как Божию силу во спасение. (Рим.1,16) 
   Верить в Бога — значит признать Его существование, значит доверять Ему, быть готовым следовать Его заповедям в собственной жизни, и в этом — быть последовательным, сохранять верность сознательно избранному пути. Не случайно в апостольских посланиях сказано, что вера без дел мертва. 
Премудрость сотворения мира заключается в том, что все созданное обращено к Создателю, все является таинственным свидетельством, иносказанием, притчей о Святой Живоначальной Троице, создавшей мир. 
Вера в Единого Бога Троицу отличает Христианство от всех других религий, исповедующих Единобожие. Бог един по Существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух.     Все Три лица Пресвятой Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Однако не три Бога, а Один Бог. Святые отцы для того, чтобы как-то приблизить учение к восприятию человека, пользовались разными аналогиями. 
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий считал радугу, потому что один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен. И в многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Мы ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. 
    В книге Бытия указывается, что человек в самом создании своем наделен образом и подобием Божиим. Бог, желая создать Адама, сказал: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию..." Бог обращается к Своему Единородному Сыну и Святому Духу. После сотворения человека Бог сказал: "Вот, Адам стал, как один из Нас". Если бы Божество было односоставным, то Бог сказал бы: "Вот, Адам стал, как Я". 
В Книге Бытия пишется: "И явился Аврааму Бог. Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им и поклонился до земли, и сказал: Владыка, если я обрел благодать пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего". Авраам увидел в образе трех мужей Святую Троицу. 
     Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство Божества; ибо Бог един по Естеству и троичен в Лицах. Троица Святая неизобразима в своем существе, и если Церковь и имеет, и чтит изображение Святой Троицы, то изображение это никак нельзя почитать как изображение существа Божия, и нельзя это изображение рассматривать как изображение естества Божия, но следует относиться к этой иконе как к символическому изображению. Дух Святой сошествием Своим исполняет Церковь славой Пресвятой Троицы, и слава эта становится для Церкви ее дыханием, ее светом, ее славой. Вся полнота и многообразие дарований, данных Духом Святым в Пятидесятнице, сопрягается в единство силой Троического действия. Вся жизнь и устроение Церкви печатлеется Святой Троицей и в Ее образе зреет и созидается непреходящим и неземным устроением. 
    Велики и сладостны плоды Святого Духа. Мир, тишина, необыкновенная сладость, необыкновенная радость, теплота и благовоние. Как легка и радостна жизнь со Духом Святым. И каждый в ней может пребывать и радоваться. Стяжанию Святого Духа должна быть посвящена вся наша жизнь. Святой Василий Великий в Шестодневе говорит: "Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так что через него познается премудрость его Творца... " И далее: "Прославим наилучшего Художника, прещедро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою. И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он (Бог) каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию". 

   Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним. 
Преподобный Никодим Святогорец

Назад к списку